Получение лицензии ЖКХ
Перед тем, как получить лицензию управляющей компании, организация проверяется специальной комиссией на соответствие следующим требованиям:
- Официальная регистрация в качестве юридического лица или ИП в зоне Российской Федерации.
- Наличие определенной материально-технической базы – нежилых помещений, предназначенных под офис, хранение документации, оборудования, требуемого для обслуживания многоквартирного дома.
- Наличие штата сотрудников, выполняющих различные виды ремонтных и обслуживающих работ.
- Раскрытие публичной информации о деятельности компании в соответствии с законодательством.
- Наличие должностного лица – руководителя организации, у которого:
- отсутствует неснятая или непогашенная судимость за отдельные виды правонарушений;
- оформлен квалификационный аттестат;
- отсутствуют нарушения в деятельности по обслуживанию многоквартирных домов и опыт участия в органах управления, которые проходили процедуру лишения лицензии управляющей компании.
6. Отсутствие ранее отозванных лицензий.
Компания может подтвердить соответствие всем условиям, необходимым для лицензирования деятельности, предоставив соответствующие документы.
Кто выдает лицензию управляющей компании ЖКХ
В список тех, кто выдает лицензию управляющим компаниям в сфере ЖКХ входят региональные отделения органов государственного жилищного надзора. Они могут оформить готовый документ только после положительного решения лицензионной комиссии региона.
Представители контролирующей инстанции проводят проверку деятельности управляющей компании на соответствие всем требованиям. В случае положительного заключения выдается разрешающий документ.
Как получить лицензию управляющей компании ЖКХ: ключевые этапы
- Собрать пакет документов, подготовить заявление и оплатить госпошлину в размере 30 000 рублей.
- Обратиться в региональное отделение государственной жилинспекции.
- Пройти проверку документов в инспекции и лицензионной комиссии.
- Получить готовый сертификат, разрешающий выполнение работ.
Срок рассмотрения документов потенциального лицензиата составляет не более 30 рабочих дней.
Документы для получения лицензии управляющих компаний
Любой потенциальный лицензиат должен будет подготовить следующий перечень документов.
- Заявление по установленному образцу.
- Организационные документы предприятия (ОГРН, ИНН, Устав организации, выписка из государственного реестра).
- Решения об учреждении компании и назначении руководителя.
- Документы на нежилые площади, которые будут использоваться в деятельности (свидетельство об аренде или праве собственности).
- Документация на оборудование, инструмент и технику, необходимые для работы.
- Сведения о сотрудниках компании, их квалификации и опыте работы – трудовые книжки, сертификаты, дипломы.
- Документы для руководителя организации – квалификационный аттестат, справка, подтверждающая отсутствие судимости.
Копии указанных документов должны быть заверены нотариусом.
Квалификационный тест для получения лицензии ЖКХ
В перечень документов, необходимых для оформления разрешающего документа входит квалификационный аттестат. На вопрос о том, нужно ли его получать для оформления лицензии управляющей компании ЖКХ любому руководителю, законодательство дает утвердительный ответ.
Для получения аттестата главе организации нужно сдать квалификационный экзамен. Он является полностью бесплатным и включает в себя определенный перечень вопросов в форме компьютерного тестирования.
При успешном прохождении аттестации должностное лицо получает сертификат, действующий 5 лет, а в случае провала экзамена руководителю озвучивается отказ, который может быть оспорен в судебном порядке.
Срок действия лицензии
Документ, разрешающий компаниям нести ответственность за состояние жилых домов, действует бессрочно. При ведении деятельности в соответствии с требованиями подтверждать лицензию не требуется.
Стоит отметить, что различные поправки в ЖК РФ, касающиеся срока действия лицензии и ее отзыва, рассматриваются представителями власти. И необходимо внимательно следить за нововведениями.
Что может помешать получению
Отказ в получении лицензии управляющей компании ЖКХ можно получить в двух случаях:
1. Если потенциальный лицензиат не соответствует требованиям законодательства на момент подачи заявки.
2. Если претендент на лицензию предоставил документы, в которых содержится неверная или искаженная информация.
Дома в лицензии управляющей компании
Для того, чтобы компания могла начать официальную деятельность по управлению многоквартирным домом, ей потребуется заключить договор с данным объектом и позаботиться о внесение информации в федеральный реестр лицензий.
С мая 2015 года все сведения должны размещаться в единой системе ГИС ЖКХ. Она является общедоступной, и в ней можно найти информацию об адресе или адресах многоквартирных домов, которые находятся в зоне ответственности лицензиата.
Как добавить дом в лицензию управляющей компании
После того, как организация успешно оформила лицензию управляющей компании ЖКХ встает вопрос, как добавить дома, с жильцами которых был заключен договор на обслуживание. Чтобы новые объекты были внесены в официальный перечень лицензиату потребуется:
- Разместить сведения об адресах домов на официальном интернет-ресурсе.
- Отправить заявление в Государственную жилищную инспекцию с комплектом документов, включая договор с собственниками квартир, копию акта-приемки технической документации.
Выполнить эти действия необходимо в течение 3-х дней с момента заключения нового договора с многоквартирным домом.
В надзорном органе жилищной инспекции комплект документов рассматривается в течение 10 дней и выносится решение о внесение сведений в реестр, отказе или приостановлении заявления для запроса дополнительных документов. При положительном решении, данные будут внесены в информационную систему. Только после этого управляющая компания может начать ведение своей деятельности.
Исключение дома из реестра
При получении лицензии на управляющую компанию важно знать, как выполнить включение дома, а также каким образом происходит исключения жилого объекта из реестра лицензий.
В случае расторжения или прекращения действия договора с многоквартирным домом, лицензиату необходимо в течение 5 дней направить в органы жилищного надзора соответствующее заявление об изменении информации в реестре.
Если бывшая управляющая компания не направляет запрос на изменение сведений самостоятельно, то дома из реестра лицензиата будут исключены принудительно.
Жилинспекция осуществит это после внеплановой проверки организации, которая проводится после обращения новой УК, в чей список должен быть включен многоквартирный объект.
Лишение лицензии управляющей компании
Существуют следующие основания для лишения лицензии на управляющую компанию в сфере ЖКХ:
- несоблюдение требований, предъявляемых к УК согласно статье 193 ЖК РФ;
- признание лицензиата банкротом;
- отсутствие домов в управлении в течение 6 месяцев и более;
- наличие крупной задолженности перед поставщиками ресурсов, которые обратились с жалобой в жилищную инспекцию;
- невыполнение предписаний надзорных органов – наличие двух или более нарушений в отношении одного и того же многоквартирного дома.
Согласно статье 199 ЖК РФ, лишиться документа, разрешающего обслуживание многоквартирных домов, возможно только по заявлению государственной жилищной инспекции и по официальному решению суда. Причиной для подачи такой заявки может стать только официальное заключение лицензионной комиссии.